Теория права, аспекты догмы права в истории.

Аспекты догмы права в истории, теория права
Аспекты догмы права в истории, теория права

Сейчас, когда мы живем в XXI веке, актуальна теория права. У нас имеется возможность посмотреть на многие вопросы более обширно и многогранно.
Многие теоретические вопросы, которые являются сегодня фундаментальными, имели свое бурное развитие на рубеже XIX-XX века.

В то славное время, когда не было той коммуникабельности.

Как сейчас – в настоящее время. Представители различных правовых школ шли по различным путям своего развития. Теория права иногда действуя совершенно иными механизмами для достижения своих результатов. В связи с этим, у каждых правовых школ было как высказано. Так и применялось не мало значимых в методологическом плане смелых идей. Которые мы как современники можем учитывать при создании классификаций в области юриспруденции сегодня.

Юриспруденция – правоведение, наука о праве, совокупность наук о праве. (т.3 стр.712. «Энциклопедический словарь» гл. редактор Б.А. Введенский.)

Проанализировав историю можно отметить, что у видных деятелей и авторитетных правоведов были расхождения. Как по сути и так и по самому вопросу теории происхождения права. В связи с этим возникали различные школы и направления. Например, «теологическая», «естественно-правовая», «историческая школа права», «психологическая», «марксистская», «кантовская», «неокантовская» и другие.
Поскольку много людских сообществ были очень религиозными. Для многих было естественно, что особая роль в познании права, закрепления догмы, первоначально отводилась религии.

Религия – вера в существования сверхъестественного мира, в управлении мира божественными силами; извращённое, фантастическое отражение в сознании людей, господствующих над ними природных и общественных сил. Всякая религия противоположна науке. (т.3 стр.93. «Энциклопедический словарь» гл. редактор Б.А. Введенский.)

Теория права. Логично, что наиболее древние учения о государстве – теологические. Еще в древние времена с момента создания первых форм государственности. Древнем Египте, Вавилоне, Иудее среди населения и правителей. Господствовала и продвигалась идея божественного происхождения как государства. Так и права.
Для того что бы в обществе был порядок. Все группы находились в какой-то сбалансированной системе. Появление права у кого-то из представителей власти обосновывалось божественным промыслом. Соответственно, закрепленные правовые нормы принимались как нравственные правила жизни. Которые исходят от создателя мира, указывающие человечеству правильное направление жизни. Поскольку понятие права исходило «свыше» для населения все действия связывались со справедливостью.

Справедливость – одна из основных категорий нравственности. Означающая оценку людьми социальных явлений и действий человека. С точки зрения тех или иных нравственных принципов. (т.3 стр.303. «Энциклопедический словарь» гл. редактор Б.А. Введенский.)

Теория права. Духовные лидеры некоторых религий и религиозных направлений с древних времен «проповедовали» что все люди равны. Наделены Богом равными возможностями. При этом в своих учениях имело место объяснение что, нарушение или отступление от правил. Которые являются фундаментальными, это есть отступление от божественного закона. Поскольку теоретически важным фактором для каждого члена общины является соблюдение тех правил. Которые иногда имеют место в данном обществе, в случае принятия человеком, будет божественный порядок в обществе. В том случае если человек отвергает или нарушает традиции и правила. Неоспоримо для каждого отступника ждет наказание.
Наказание – мера государственного принуждения, применимая судом на основании закона к лицам, совершивших преступления. (т.2 стр.456. «Энциклопедический словарь» гл. редактор Б.А. Введенский.)

Теория права. Развитие человечества как бы шло в разных направлениях и с разной интенсивностью, отдельные положения. Которые как бы сейчас можно отнести к теории «естественного права» были хорошо известны. Мыслителям в частности уже в Древней Греции и Римской империи. При этом многие направления. В частности «софисты» исходили из того, что «в основе образования права нет ничего вечного, неизменного». Таким образом как бы сам термин и понимание терминологии. Как «Право» или «правда» – есть результат соглашения людей. Их договоренности придерживаться в своих взаимоотношениях определенных правил, чтобы обеспечить безопасность всех и каждого.

Мы видим, что в то время изменилась концепция подхода как к вопросу.

Теория права. Так как и к самой сути, поскольку, само «право» понималось как изобретение людей. искусственное образование. Конечно иногда как бы были и противники данного подхода, против этого возражали Аристотель, Сократ, Платон. Независимо друг как бы от друга «мыслители» утверждали. Что как бы не все «право» – искусственное изобретение человеческого разума. Наряду возможно другими словами с письменными законами существуют вечные, неписанные законы. Независящие о воли людей и составляющие естественное право. Естественное как бы право исходит из свободы и равенства людей.

Хотя взгляды некоторых мыслителей тоже менялись.

Например, Аристотель в то же время полагал и активно продвигал мысль. Что сама природа предназначала одних людей быть свободными, а других – рабами. Тем самым показывал, что люди как бы равны, но «одни ровнее других».

Теория права. В эпоху Средневековья как бы многие теории претерпели серьёзные изменения. Это было связано, с тем что появились новые люди, в обществе были новые реалии. Тут мы видим, что мыслители этого периода тоже исходи из божественного происхождения права. Но с небольшими оговорками и соответственно с небольшими особенностями того общества, в котором они проживали.

Конечно, рассматривая все сжата и в общем ключе.

Можно как бы фактически не учитывать различные течения. Но при этом не отрицать факта того что все это было. Кто-то посвятил этим аспектам возможно целую жизнь. Уже позднее стоит отметить, что в XVII- XVIII такие уважаемые деятели. Как Спиноза, Руссо, Радищев фактически отказались от идеи «божественного происхождения естественного права». Объяснили все как «волю народа». При этом в своих подходах признавалось. Что вместе как бы с позитивным правом. Которое было создано государством – законодательно. В обществе существует высшее право – естественное право, которое свойственно каждому человеку от природы. Сам как бы термин «воля» хорошо и многогранно закреплен литературе. Которая издавалась в Советское время конечно с «Советской особенностью»:

Воля – та сторона психич. жизни, которая получает свое выражение в сознательных действиях и поступках человека, направленных на достижение поставленных целей и связанных с преодолением внешних или внутренних препятствий на пути к этим целя. В том как бы числе Сильная Воля является одной из основных черт советского человека и получает в СССР высокую общественную оценку. Важнейшими волевыми качествами являются: решительность, выдержка, настойчивость, способность к самостоятельным действиям и поступкам. (т.1 стр.335. «Энциклопедический словарь» гл. редактор Б.А. Введенский.)

Как результат, поскольку школ и направлений было множество, сейчас после того как прошли годы можно условно их разделить и обратить свое внимание на то что при всем многобрачии взглядов и подходов, имело место зачастую параллельное или схожая постановка реперных точек во взглядах и подходах. Так у основателя «психологической теории права» Петражицкого Льва Иосифовича и его сторонников, так и «неокантианцев» Герман Коген его последователей и сторонников были схожие подходы в некоторых вопросах, независимо друг другу активно призывали не смешивать догму права с теорией права. Потому как они считали, что данные науки методологически принципиально отличны друг от друга.

Данная постановка не осталась не замеченной и оказала глубокое влияние на общий вектор развития.

Нельзя не отметить как бы , что фундаментальная основа «психологической теории права» на факторах, которые нельзя так просто отсечь.
Например, психика людей – это важнейший фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство. Из этого следует, что понятие и сущность права выводятся прежде всего через психологические закономерности, такие как: правовые эмоции людей, которые уже в свою очередь носят императивно-атрибутивный характер.

Во все времена, с момента сотворения мира, в различных местах имелась жизнь.

Люди проявляли свою активность, в связи с необходимостью человеческого общежития как бы приходилось постоянно вступать в контакт друг с другом в различных сферах. Видные личности старались систематизировать данные находя общее. Когда данных составляющие предмет изучения было достаточно для понимания и изучения социальных наук, уже есть над чем работать.
Ведь не секрет, что для одних отношений в которые люди вступают друг с другом и с окружающими их предметами для достижения тех или иных целей лишь обыденная рутина, а для других это ценный материал, из которого можно извлечь ценный продукт, который позволит лучше понять всю сущность важного процесса.

Путь визуально эти отношения выражаются как какие-то хаотичные действия, вызванные специфическом поведении заинтересованных лиц.

Главное, что большинство как бы этих отношений носит массовый характер. Возникновение однотипных отношений, периодически повторяющих в различных уголках, для одних не имеют никакой связи, а для других выливается в устную картину и имеют четкие известные формы.

С одной стороны, что странного в том, что все как бы периодически едят и пьем? Это для любого человека является нормальным явлением. Но тут сразу возникает уже другие явления, работа и соответственно отдых. Тоже как бы ни чего странного в этом нет. Далее, можно условно назвать другие стороны жизни, такие как покупки в магазинах, учеба и т.д. все типично.

Тут при определенной постановке вопроса как бы уже большинству становиться понятно, одинаковые мотивы, не вдаваясь в причины, практически всегда порождают одинаковые последствия, конечно имеются исключения, но процент очень маленький и это уже отдельная тема, которая не входит в основную в данной работе.
В связи с этим, мы подходим к тому, что можно с уверенностью сказать, что вся на первый взгляд простая и обыденная жизнь, не такой уж простой механизм. Практически все взаимоотношения пересекаются и оказывают друг на друга влияние.

Если имеется влияние, то может возникнуть конфликт.

Если брать все за и против, то как бы нельзя предположить все последствия в случаи неконтролируемого влияния одних действий на другие. Для того что бы уравновесить все факторы в обществе с древних времен стал вырабатываться механизм, который позволяет применительно к отдельным группам повторно встречающихся конкретных отношений решать все в режиме, при котором система работает.

Фактически иногда как бы возникает автономная система при которой закрепляются правила или нормы, которые, в зависимости от степени развития данной социальной среды, степени важности для времени и места.


Все участники общества признают и стараются всячески соблюдать отношения уже исходя из того, что они считают для себя приемлемым. Таким образом, мы опять можем подчеркнуть, что само право возникло в результате биологических и психологических факторов человека.

Примечательно как менялось само понимание термина «право» так в недавнее время на территории современной Российской Федерации основная терминология была основана на идеях на которых базировалось Советское общество, потому как после крушения Российской империи созданный Советский Союз в лице новых руководителей имел совсем другой взгляд на все что происходит и происходило. Отразив термин «право» в Малой Советской энциклопедии, мы можем сразу же обратить внимание, на идеологическую основу которая доминировала.


«ПРАВО— как бы совокупность правил человеческого поведения, устанавливаемых государственной властью, а также признаваемых государственной властью обычаев и правил общежития, соблюдение которых обеспечивается ею и которые имеют своей целью закрепление и развитие общественных отношений и порядков, угодных и выгодных господствующему классу.


Классическое как бы определение марксистского понимания право было дано Марксом и Энгельсом уже в «Манифесте коммунистической партии», где право квалифицируется как возведенная з закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями существования этого класса.
Правовые отношения фиксируются обычно в нормах права—законах—-потому что, как указывал Ленин, «воля, если она’ государственная, должна быть выражена, как закон, установленный властью; иначе слово „воля “пустое сотрясение воздуха пустым звуком» (Соч., т. XX, стр. 532). Получив свое выражение в законе, эта воля тем самым ставится под охрану гос. аппарата, «способного принуждать к соблюдению норм права», без которого П. «есть ничто» (Ленин, Соч., т. XXI, стр. 438).» (т.7 стр. 491. «Малая Советская Энциклопедия» гл. редактор Б.А. Введенский изд. третье.)

В то время, когда имел место такой подход доминировал на территории Советского государства, все другие мнения с одной стороны игнорировались, с другой стороны попросту искоренялись.

Идея социалистического общества как бы в том, что, будучи явлением классовым, понимать – право стоит исключительно как сущность неразрывно связано с государством, поскольку право возникает вместе с ним и в силу тех же причин, что и государство.
Конечно легко отсечь часть информации и смотреть однобоко, но факт, что «право создается государством и само составляет неотъемлемую и притом существенную часть всей государственной политической системы» отвергать тоже нельзя.
Имея фактически закрытое общество, конечно можно навязать все что хочешь, потому как нет альтернативного источника информации, можно всему обществу внушить, что «единственно правильную, научную теорию право дал марксизм-ленинизм.» и остальное все ложно. Но это же будет диктат и мыслительный процесс многих будет попросту вступать в конфликт.

Теория права не настолько узка, а понятие намного шире.

Для того что бы механизм работал, и система как бы была сбалансирована надо иметь всю информацию и рассматривать объекты право, познавать его специфическую природу, отличительные свойства, причинные тенденции, вне зависимости от места, времени действия и даже конкретного содержания права в прошлом, настоящем и будущем.
При всех противоречиях нужно для себя уяснить что есть понятие «догма права», обратимся к Малой Советской энциклопедии потому как сознательно и подсознательно, все что имеет место быть сейчас имеет производное именно Советской системы.
ДОГМА (греч. —учение) —положение, недоказанное утверждение, принятое в известной философской школе; в буржуазном праве— как бы есть формально-логическое положение или конструкция. Догматический—основанный на догме, принятый без доказательства, не допускающий возражений. (т.3 стр. 627. «Малая Советская Энциклопедия» гл. редактор Б.А. Введенский изд. третье.)

ДОГМАТ (греч. —учение),
• в богословии—положение, покоящееся на авторитете церкви (церковного собора), преподаваемое как правило веры, неизменное и обязательное для всех верующих и не подлежащее критике. Систематическое изложение как бы всех догм веры образует отдел богословия—догматику.
• Положение, принятое в основу философской системы и считающееся неоспоримым. Догматизм—некритическое отношение к чему-либо.» (т.3 стр. 627. «Малая Советская Энциклопедия» гл. редактор Б.А. Введенский изд. третье.)

Понятие «догма» и «права» имеет особый смысл в тот момент, когда два этих понятия идут в одном направлении, при этом уже объединённый термин представляет собой практикою и нормативную дисциплину. В которой как бы можно будет рассмотреть о должном смысле права, которое действует в данное время в конкретной стране.

При этом можно взять за основу определение которое было дано в Энциклопедическом словаре:
«Догма права, формально-логическое положение норм права, рассматриваемые буржуазными юристами отрыве от породивших эти нормы социально-экономических условий.» (т.1 стр.567. «Энциклопедический словарь» гл. редактор Б.А. Введенский.)

Читая и анализируя сейчас определения, нельзя полностью бездумно отвергать Советскую школу, на мой взгляд необходимо убрать идеологическую составляющею из определений и все определения будут нести глубокий смысл, который, уже в свою очередь имеет более универсальный смысл, не смотря на то какая идеология будет главной.


Мы приходим к тому, что «догма права» не просто стремится уяснить, но и заставляет истолковать общество, какое поведение обязательно по данному действующему праву как внутри государства или в области международного права, так и какие будут взаимоотношения между странами. Отчетливо видно, что догматика права не может быть единой дисциплиной.

Таким образом мы подходим к тому что история в целом, так и «догма права» имеют своим непосредственным объектом не конкретные юридические существенные отношения, а абстрактные типы их, юридические институты.

При этом нельзя отвергать и данные обстоятельства не означают, что можно было игнорировать подлежащие конкретные отношения и изучать все узко направленно.
Тут все как раз наоборот, нередко приходится считаться со всей полнотой информации уже при описании всей проблематике подхода к структуре и проблематике юридических институтов.


Поскольку тема очень большая и есть различные направления, то тут стоит уяснить, что в настоящей работе рассматривается определенный сектор, который находиться в рамках области юриспруденции, в данной области принято говорить о том, что практикующие юристы и специалисты, которые работают над изучением вопросов имеют дело с «догмой права».


Слово и термин «догма» призвано в юриспруденции отразить отношение людей, и прежде всего правоведов, к тому главному, что образует предмет юридических знаний, тому основанию, на базе которого рассматриваются юридические дела – жизненные ситуации, требующие правового решения.


Учитывая сказанное выше «догма права» при предельно кратком изложении теоретических аспектов объединяет формализованные юридические нормы, закрепляемые в настоящее время на бумаге, которые в свою очередь отражены в законах, правовых актах, нормативах во всех отраслях которые существуют в настоящее время.


Вместе с тем систематизировав информацию, которая нам доступна в настоящее время можно отразить теоретические аспекты составляющие «догму права», ее основные элементы:


1. Детализированное строение права – правовые нормы во всех их разновидностях, субъективные права и обязанности, связь между ними, именуемая «правоотношением», юридические факты и т.д.;
2. Источники права – законы, другие нормативные акты, прецеденты и т.д.;
3. Индивидуальные юридические акты, иные действия, связанные с толкованием права, его реализацией.

В заключение остается отметить, что указанные в работе основные мысли, являются непосредственно мыслями на всю проблематику самого подхода, как к теории, так и непосредственно отношения общества как к вопросу понимания аспектов права в различное время. Все очень просто, в истории теории права в целом, можно говорить и делать выводы основываясь на информацию, в информации имеются определённые данные с которыми можно и нужно работать. Говорить и рассуждать можно о том чем фактически владеет определенная личность на данный момент в данном месте.

Список использованной литературы:

  1. Ильин И.А. Теория права и государства [Электронный ресурс] / И.А. Ильин. — Электрон. текстовые данные. — М.: Зерцало, 2013. — 552 c. — 978-5-8078-0214-9.
  2. Теория государства и права. Часть 2. Теория права [Электронный ресурс]: учебник / Е.А. Воротилин [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Зерцало-М, 2011. — 336 c. — 978-5-94373-184-6.
  3. Ильин И.А. Теория права и государства [Электронный ресурс] / И.А. Ильин. — Электрон. текстовые данные. — М.: Зерцало, 2017. — 552 c. — 978-5-94373-399-4
  4. Общая теория права [Электронный ресурс] : учебное пособие / Т.И. Адуло [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2015. — 300 c. — 978-985-503-466-8.
  5. Колоткина О.А. Теория государства и права [Электронный ресурс] : учебное пособие / О.А. Колоткина, И.Д. Ягофарова. — Электрон. текстовые данные. — Екатеринбург: Уральский институт коммерции и права, 2015. — 176 c. — 978-5-89057-230-1.
  6. Малахов В.П. Концепция философии права [Электронный ресурс]: научное издание / В.П. Малахов. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 751 c. — 978-5-238-01243-8.
  7. Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права [Электронный ресурс] / Д.Д. Гримм. — Электрон. текстовые данные. — М.: Зерцало, 2015. — 496 c. — 978-5-94373-293-5.
  8. История политических и правовых учений (3-е издание) [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 471 c. — 978-5-238-01729-7.
  9. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / В.В. Оксамытный. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 511 c. — 978-5-238-02188-1.
  10. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Том 1 [Электронный ресурс] / Л.И. Петражицкий. — Электрон. дан. — Санкт-Петербург: Лань, 2013.
  11. «Малая Советская Энциклопедия» гл. редактор Б.А. Введенский изд. Третье. издательство «Советская Энциклопедия «Москва 1959 г.
  12. «Энциклопедический словарь» гл. редактор Б.А. Введенский издательство «Большая Советская Энциклопедия» Москва 1955 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *