Экономика АПК в современных условиях

Экономика АПК – Агропромышленный комплекс

Экономика АПК в современных условиях
Экономика АПК в современных условиях

На сегодняшний день одно из направлений важных для развития любой независимой страны является продовольственная безопасность. С учетом последних вызовов и для преодоления кризисной ситуации в России направление усилий по восстановлению потенциала страны целиком зависит от многих факторов. Одним из важного момента является усиление государственного регулирования в сфере Агропромышленного комплекса (АПК).
Агропромышленный комплекс (АПК) следует понимать, как совокупность отраслей, объединенных единой целью доведения до конечного потребителя продуктов питания и товаров из сельскохозяйственного сырья произведенные в рамках сельского хозяйства так и для сельского хозяйства.
Экономика АПК. Сельское хозяйство, это особая сфера материального
производства и крупная отрасль на территории Российской Федерации. Данное направление наряду с другими отраслями входит в состав национального хозяйства. Поскольку Агропромышленный комплекс (АПК) это полноправный и важный сегмент экономики. Отдельные отрасли, являясь частью экономики страны нашей страны, различаются по целям, задачам, месту и значению, своеобразию производимых продуктов и используемых для этого средств производства и предметов труда.

Сферы АПК.

Экономика АПК. С учетом того что все взаимосвязано, можно разделить на условные сферы:
1. отрасли, производящие средства производства для сельского
хозяйства и снабжающие его техникой, оборудованием, комбикормами, средствами защиты растений и животных, удобрениями, а также отрасли, занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства;

2. сельское хозяйство (отрасли растениеводства и животноводства)
как центральное звено АПК, а также рыбное, лесное и водное
хозяйство;

3. отрасли, занятые заготовками, хранением, переработкой сельскохозяйственного сырья и реализацией готовой продукции.
Характеризуя агропромышленный комплекс в целом, как единое целое производство необходимо отметить важный момент.

Связи АПК в экономике.

Сельское хозяйство в любой стране, всегда было тесно связано с всеми отраслями развитой страны:
промышленностью,
строительством,
транспортом,
торговлей,
наукой,
обороной страны и другими отраслями.
Экономика АПК. Однако само понятие “агропромышленный комплекс” вошло в оборот в середине семидесятых годов. Это произошло не на пустом месте, многие развитые страны перешли на качественно новый уровень связей и взаимосвязей сельского хозяйства. Подобный переход неизбежно затронул все смежные отрасли (тогда как смежными их можно назвать условно). Все произошло быстро и это потребовало больших усилий для того что бы отдача от объединенных в единый воспроизводственный процесс отраслей приносила максимальный результат.

Процесс усиления производственных связей.

Вспомним как проходил процесс в прошлом веке и сейчас, сейчас поменялась основа, при этом суть осталась. Основой формирования агропромышленного комплекса сейчас, является агропромышленная интеграция и универсальность подхода к системе знаний. При этом, сложность состоит в процессе усиления производственных связей и органического соединения сельского хозяйства с другими отраслями, занимающимися обслуживанием сельского хозяйства и доведением его продукции до потребителя. Посмотрите на мировой опыт, раньше и не думали, что в пустыне можно собирать по несколько урожаев разных культур. Страны, которые раньше потребляли, сейчас являются крупными экспортёрами.

Экономика АПК. Трудности, с которыми столкнулась наша страна, развал общей системы привел к тому что в Российской Федерации появился вакуум и многих видов продукции попросту не стало. Сельское хозяйство потеряв государственную монополию, долгое время находилось на самом дне и многие считали, все можно купить за доллары. Однако, с учетом последних событий, стало понятно, без развития собственного сельского хозяйства экономика страны не сможет существовать. Сельское хозяйство в широком смысле этой отрасли, это важнейший комплекс и занимает особое место в системе АПК.

Все очень просто, ракеты без еды не летают. Успешность АПК и его успешное развитие зависит от межотраслевых связей, но не так как это было в Советском Союзе, поскольку плановая экономика без реальной привязки к реальности не может функционировать.
При этом без государственной взвешенной политики, отрасль не сможет существовать.

Поддержка АПК, шаги к успеху.

Экономика АПК. В марте 1998 г. было принято Постановление Правительства РФ «О ценовой политике в сфере агропромышленного производства», в соответствии с которым завершается разработка федеральной целевой программы по оптимизации ценовых соотношений между продукцией сельского хозяйства и других отраслей. Начало было положено хорошее, но не нашло своего дальнейшего претворения в жизнь. От решения многих проблем с ценами будут зависеть не только финансовая стабилизация на селе, но и оживление инвестиционной деятельности в АПК, восстановление и дальнейшее развитие отечественного сельскохозяйственного машиностроения, химической промышленности и др.

Государственное регулирование в АПК.

Государственное регулирование обеспечивается с помощью различных методов, предоставляющие собой способы воздействия на субъекты рынка. С развитием экономики спектр применяемых методов государственного регулирования постоянно расширяется.

Методы государственного регулирования агропродовольственного рынка можно классифицировать по нескольким основным признакам. По степени воздействия и влияния государства на процесс принятия субъектами управленческих решений различают и основные методы, как прямого воздействия, так и методы косвенного воздействия.

1. Прямые методы государственного воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. К методам прямого воздействия относятся административные меры, оказывающие влияние непосредственно на объект, стимулируя и ограничивая его интересы. К ним можно отнести субсидирование процентных ставок по кредитам, дотации и компенсации части затрат на производство сельскохозяйственной продукции, или таможенные пошлины, устанавливаемые на импорт отдельных видов продовольствия.

2. Косвенные методы предусматривают использование инструментов и форм воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. При их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты отдавали предпочтение тем вариантам экономических решений, которые соответствуют целям государственной экономической политики. К методам косвенного воздействия относятся экономические, оказывающие влияние – это товарные и закупочные интервенции сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Влияние государства на АПК.

Экономика АПК. Влияние государства в разные года менялось, на эти процессы оказывали влияние как внутренние, так и внешние факторы. В целях государственной поддержки товаропроизводителей АПК было принято решение, что роль государства в АПК должна оставаться и без должного влияния продукция становиться неконкурентной в виду того что меняются условия.

Поэтому принято разделять и методы, которыми пользуется государство. Методы делятся по организационно-институциональному признаку их принято различать на административные, организационные и экономические методы государственного воздействия.

1. Административные методы государственного вмешательства – система законодательно-правовых мер, направленная на обеспечение устойчивых условий воспроизводства в агропромышленном комплексе. Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора.

2. Организационные методы означают создание соответствующих организационных структур – государственных агентств, компаний.

3. Экономические методы государственного вмешательства – система экономических инструментов, используемых правительством для косвенного воздействия на воспроизводственный процесс. Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба

Попытки и реальные действия в АПК.

Попытка стабилизировать негативные моменты на экономику последовала на федеральном уровне. Основа успешного продвижения, это реализовать предусмотренные Федеральным законом «О государственном регулировании агропромышленного производства» положения по регулированию аграрного рынка в нашей стране. В комплексе мер воздействия на рынок важная роль отводится проведению закупочных и товарных интервенций. В Москве на Европейско-Азиатской бирже прошли первые в истории российского зернового рынка торги в рамках государственных интервенций.

Согласно распоряжению Правительства от 13.11.2001 г. № 1501-р «Об определении государственного агента по проведению государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», Минсельхозом РФ был проведен открытый конкурс, по итогам которого государственным агентом по проведению государственных закупок и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия определено государственное унитарное предприятие «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Минсельхозе РФ.

Цель влияния государства а  АПК.

Экономика АПК. Что можно отметить в данном случае, была ли достигнута цель, для которой страна тратила колоссальные средства. В качестве обоснования, можно обратиться к рекомендациям Института питания Академии медицинское наук России:
оптимальной нормой среднегодового потребления считается 14,6 тыс. Дж в сутки, а фактическое потребление продуктов питания в стране составляет около 12 тыс. Дж.

При этом есть цифры, которые находятся в отрытом доступе и доступны для анализа как специалистам, так и всем желающим. В 2011 г. фактическое годовое потребление на душу населения мяса и мясопродуктов составило 65 кг при рекомендуемой норме 70-75 кг, молока и молочных продуктов — соответственно 246 и 320-340 кг, яиц —271 и 260 шт., рыбы и рыбопродуктов — 16,6 и 18-22 кг, сахара — 40 и 24-28, масла растительного — 13,5 и 10-12, овощей — 106 и 120-140, фруктов — 60 и 90-100, картофеля — 110 и 95-100, хлеба и хлебопродуктов — 119 и 95-105 кг.
Мы видим, что потребление в нашей стране не соответствуют норме, которая считается оптимальной.

Экономика АПК. Естественно, крах системы и проводимые аграрные преобразования с 1991 г. привели к уменьшению государственной поддержки, нарушению сложившихся хозяйственных связей, разрушению материально-технической базы и сокращению ресурсного потенциала АПК нашей страны. Этот факт несомненно не был пропущен мировыми производителями. В России получился резкий спад агропромышленного производства и снижения его экономической эффективности, тогда как мировые корпорации получили новые рынки сбыта и сверх прибыли.

Реализация поддержки, теория и практика.

Реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы несомненно обеспечила рост производства сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов.

Экономика АПК. что мы видим, в 2006-2011 гг. среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства составили 4,4 %, пищевых продуктов – 4,1 %. Исходя из открытых источников информации за указанный период объем производства зерна увеличился с 77,8 до 94,2 млн. т, или на 21 %, подсолнечника – с 6,5 до 9,7 млн. т, или на 49 %, сахарной свеклы – с 21,3 до 47,6 млн. т, или в 2,2 раза, овощей – с 11,3 до 14,7 млн. т, или на 30 %, скота и птицы на убой (в убойном весе) – с 5,0 до 7,5 млн. т, или на 50 %, яиц – с 37,1 до 41,0 млрд. шт., или на 11 %.

Но тут есть и негативные моменты, с учетом глобализации и изменения подхода к экономике имеются и негативные факторы мировой системы, вместе с тем последствия мирового финансового и экономического кризиса 2008 г. имели очень сильные последствия для Российских производителей.
Как бы мы ни хотели, но на сегодня внутренний рынок продовольствия Российской Федерации в значительной степени зависит и формируется за счет импорта продукции.

Отчеты и реальные цифры.

Что мы видим из опубликованных открытых источников, доля импорта в формировании продовольственных ресурсов страны:
по мясу составляет 32,3 %,
сырам – 47,5 %,
маслу животному – 30,6 %,
маслу растительному – 23,3 %,
в целом по продовольствию минимум – 30 %.

Если брать сферы, которые формируют АПК, цифры еще более печальные, доля импорта составляет от 40 %, до 75 %. Иными словами, зависимость от которой мы не можем отказаться.
На данный момент есть планы, которые лежат в основе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые были приняты и в данный момент реализуются. Поскольку программа была сформирована на 2013-2020 годы, то итоги подводить рано.

Можно лишь обратить внимание на некоторые цифры:
производство продукции сельского хозяйства планируется увеличить на 20,8 %,
пищевых продуктов – на 35 %.

Что ждет АПК завтра.

К 2020 г. есть конкретные цифры на отдельные продукты, которые являются критерием успешности:
• производство зерна в России возрастет до 115 млн. т, или по сравнению с 2011 г. на 22,1 %,
• скота и птицы на убой (в живой массе) – до 14,1 млн. т, или на 28,2 %,
• молока – до 38,2 млн. т, или на 22,8 %,
• сыров – до 546 тыс. т, или на 28,5 %,
• масла сливочного – до 280 тыс. т, или на 29,6 %.

При этом, если прогнозы подтвердятся, то указанный рост производства сельскохозяйственной продукции и пищевых продуктов позволит решить частично продовольственную проблему в нашей стране и обеспечить население продуктами питания, по рациональным нормам, которые были на момент принятия программы. Не учитываются внешние факторы, не учитываются, что нормы могут быть пересмотрены. Таковы реалии Российской экономики, через 3 года, мы только подходим цифрам, которые были актуальны в 2011 году.
При этом надо понимать, что в планах, доля российской продукции в общих ресурсах составит:
зерна – 99,7 %, свекловичного сахара – 93,2 %,
растительного масла – 87,7 %,
мяса и мясопродуктов – 88 %,
молока и молокопродуктов – 90,2 %.

Эффективность и реальность.

Сельскохозяйственное производство и все связанные с ней отрасли могут быть либо прибыльными, либо убыточными это реальность современного мира и современных отношений. Многим хотелось, чтобы у всех оно было прибыльным. Естественно, прибыльное хозяйство является эффективным инструментом развития страны, но в сформировавшихся в настоящее время сложных для отрасли условиях производство сельскохозяйственного продукта мы можем видеть, что это далеко не так. Прибыльное производство сейчас, может потребовать серьёзных вложений завтра и наоборот, убыточное производство может принести прибыль завтра. Но в данном случаи важная роль у личности и исполнителя.

Как можно оценивать труд чиновника, который провалил программу по импорто-замещению продуктов питания в условиях военных действий? Правильно должна быть ответственность, а что мы видим сейчас, чиновники и министры находятся в своих кресла, десятилетиями. Поэтому и развалилась Советская система, сегодня мы рискуем повторить ошибки, в экономике которые привели к развалу страны. Естественно, иногда считаются прибыльными отрасли, хотя мы не учитываем, как эффективно использовались ресурсы и возможности. И тут мы видим, как прибыльность обеспечивается за счет дотаций государства. Что это? Свободная экономика? Естественно, когда это касается стратегических запасов страны, это одно, а если это не эффективное управление или коррупция? Тут уже должен быть контроль, а контролировать должны органы, которые созданы для защиты интересов страны.

Список литературы:

1. Конституция РФ;
2. Закон РФ «О ветеринарии» от 14.05.1993г. № 4979-1;
3. Федеральный закон РФ «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010г. № 61-ФЗ;
4.Федеральный Закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом
регулировании»;
5. Гражданский кодекс РФ;
6. Уголовный кодекс РФ;
7. Коваленко Н.Я. «Экономика сельского хозяйства»;
8. Прока Н.И. «Экономика труда в организациях АПК»;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *